The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества (апрель-май 2018 г.)

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества - скачать


Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

№ 150 апрель-май 2018 года

Движущая сила перемен: ТПП РФ провела очередной ХI Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»

С 24 по 27 апреля 2018 года в Торгово-промышленной палате состоялся ХI Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» на тему: «Движущая сила перемен: женщины в сфере инноваций и творчества».

Традиционно Форум проводился под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности. Пленарное заседание и 15 тематических секций вошли в Деловую программу Форума, а общее количество участников составило порядка 4000 человек.

Пленарное заседание было открыто приветствиями Президента ТПП РФ С.Н. Катырина, которое зачитал Вице-президент В.В. Чубаров, Генерального Директора Всемирной организации интеллектуальной собственности Фр. Гарри, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко.

В ходе заседания выступили: Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев, заместитель Министра культуры РФ Александр Журавский, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, Статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович , Председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова и другие.

В своем выступлении Вадим Чубаров указал на необходимость создания единого государственного регулятора в сфере интеллектуальной собственности, обеспечения защиты интересов изобретателей посредством создания института Уполномоченного при Президенте РФ по защите изобретателей.

Он также предложил создать в субъектах РФ Многофункциональные центры (МФЦ) изобретательства, к функциям которых можно будет отнести проведение патентного поиска, выстраивание стратегии защиты прав, оформление заявки, создание опытного образца, инжиниринговые услуги, разработку бизнес-плана, поиск промышленного партнера и инвестора и т.д.

В выступлении Вадима Чубарова отмечалась необходимость активного внедрения современных технологий в сфере интеллектуальной собственности, постановка вопроса о переносе на платформу «блокчейн» государственной системы регистрации перехода прав на объекты промышленной собственности.

Это позволит повысить эффективность их использования, вовлечения в коммерческий оборот. Он отметил необходимость скорейшего принятия законопроекта, направленного на введение понятие «цифрового права», что обеспечит условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений. Вадим Чубаров также подчеркнул целесообразность использования альтернативных способов урегулирования споров, что позволит сократить издержки по управлению правами. Процедура может быть осуществлена заинтересованными сторонами при Коллегии посредников по проведению примирительных процедур ТПП РФ, использующей опыт Центра медиации и арбитража Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев в своем выступлении отметил необходимость поддержки реализации всего жизненного цикла результатов интеллектуальной деятельности – от создания новых знаний до использования инноваций в продуктах и технологиях, в образовании и организации производства. Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в сфере обороны, по его мнению, целесообразно закрепить за исполнителями и соисполнителями контрактов. При этом у государства должны оставаться возможности использовать эти результаты в целях обороны и безопасности страны безвозмездно и без увеличения издержек для гособоронзаказа. Это положительно будет влиять на конверсию и повысит результативность расходов в рамках государственного оборонного заказа.

Участники Форума обсудили и одобрили Резолюцию, которая была направлена в адрес Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств, Суда по интеллектуальным правам. С полным текстом Резолюции можно ознакомиться на сайте Форума: https://ifip.tpprf.ru/intellectual_property_2018/about/rezolyutsiya/.

Положения документа касаются рекомендаций по разработке Стратегии в сфере интеллектуальной собственности, использованию новых технологий. Отдельное внимание было уделено повышению результативности инвестиций в новые технологии. Заинтересованным в выводе своей высокотехнологичной продукции на российский и международный рынок субъектам предлагается заблаговременно проводить патентные исследования, изучать вопрос о рынке будущих продаж продукта, включая построение патентных ландшафтов.

Госдума поддержала расширение льгот по НДС при реализации драгметаллов Госфонду и ЦБ РФ

15 мая т.г. Государственной Думой принят в первом чтении законопроект № 435655-7 «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроект разработан в соответствии с пунктом 10 Плана законопроектной деятельности ТПП РФ на 2018 год и внесен в Госдуму депутатом Т.О. Алексеевой.

Законопроектом, в частности, предлагается распространить применение нулевой ставки НДС при реализации драгоценных металлов Госфонду РФ, ЦБ РФ и банкам в отношении налогоплательщиков, осуществляющих производство драгоценных металлов из лома и отходов без лицензии.

Действующая редакция НК РФ и законодательство о недрах увязывают возможность применения данной льготы с необходимостью получения лицензии на пользование участками недр. Однако лицензирование производства драгоценных металлов из лома и отходов в настоящее время не предусмотрено в соответствии с лицензионным законодательством и законодательством о недрах.

Следует отметить, что объем добычи драгоценных металлов из лома и отходов ежегодно осуществляется на сумму более 100 млрд. рублей. И в этом процессе задействовано порядка 40 крупных предприятий, а также множество субъектов малого бизнеса. Сегодня эти предприятия поставлены в неравное положение с другими игроками на рынке, которые имеют соответствующую лицензию, что, в том числе, противоречит принципу нейтральности налога на добавленную стоимость. Принятие закона позволит это неравенство исключить.

Законопроект был разработан Палатой совместно с Комитетом ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Работа над ним велась больше года в связи с необходимостью согласования положений проекта с Минфином России и его предварительным рассмотрением на Координационном совете фракции «Единая Россия» в Государственной Думе.

Законопроект поддерживается Правительством РФ и Комитетом Госдумы по бюджету и налогам. Ожидается, что законопроект будет принят в окончательном чтении до конца текущей весенней сессии.

Предложенный Палатой проект федерального закона, направленный на развитие системы закупок, принят Госдумой в первом чтении

Проект федерального закона № 371836-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесенный депутатами В.С. Скругом, А.Г. Кобилевым и др., принят в первом чтении 25 мая т.г.

Законопроект предлагает исключить обязанность государственных и муниципальных унитарных предприятий при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если закупки осуществляются ими без привлечения бюджетных средств.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут осуществлять расходование средств, полученных ими от осуществления своей деятельности, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что расширит возможность участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ранее Палатой направлено обращение на имя Председателя Государственной Думы В.В. Володина в поддержку законопроекта.

Палата выступает за поэтапное введение новаций в законодательство о закупках

Палатой направлено обращение на имя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в связи с вступлением в силу с 1 июля 2018 года поправок в части осуществления участником закупки в электронной форме внесения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявки на участие в закупке на специальные счета, подлежащих открытию в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

В частности, Палатой отмечено, что Федеральным законом от 31.12.2017 года № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без широкого обсуждения с бизнес-сообществом внесены существенные изменения в законодательство о контрактной системе, затрагивающие процедуру участия в торгах.

С 01 июля 2018 года участнику закупки в электронной форме предписывается осуществлять внесение денежных средств, предназначенных для обеспечения заявки на участие в закупке, на специальные счета, подлежащие открытию в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования, имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, также должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

При этом договор специального счета предполагает наличие у участника закупки только одного специального счета. Вступление в силу соответствующего постановления Правительства Российской Федерации запланировано на 1 июля 2018 года, что фактически не даст возможности участникам закупок подготовиться к планируемым изменениям.

Вместе с этим каждый оператор электронной площадки должен заключить соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков, условия которых определяются Правительством Российской Федерации. При этом банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.

Заключение подобных соглашений потребует определенных временных затрат и, учитывая возможность открытия участником закупки только одного специального счета, данная ситуация может привести к тому, что субъекты предпринимательской деятельности будут ограничены в возможности участия в электронных торгах.

Палатой отмечено, что в настоящее время информация о проекте постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень банков, в которых участниками закупок могут быть открыты специальные счета, отсутствует. Это приводит к ситуации, когда предпринимательское сообщество вынуждено использовать фрагментарные сведения по данному вопросу из различных источников.

Палатой предложено рассмотреть возможность переноса сроков вступления в силу изменений в законодательство о контрактной системе с 1 июля 2018 года на 1 января 2019 года, что позволит участникам закупок полноценно подготовиться к нововведениям.

Туроператорам, работающим в сфере выездного туризма, по предложению ТПП РФ снизят финансовую нагрузку

22 мая Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон), направленный на устранение правовых пробелов и уточнение по результатам правоприменительной практики норм, касающихся ответственности туроператоров, которые осуществляют деятельность в сфере выездного туризма.

В Законе урегулирован важный для бизнеса вопрос, предусматривающий в случае достижения фондом персональной ответственности туроператора максимального размера (7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), освобождение туроператора от уплаты взносов в фонд и от финансового обеспечения ответственности (в виде договора страхования ответственности туроператора либо банковской гарантии), а также порядок продления срока освобождения. Решение по заявлению туроператора об освобождении его от указанной финансовой нагрузки принимает объединение туроператоров по согласованию с Ростуризмом, которое действует до 1 апреля следующего календарного года. Данное изменение позволит снизить финансовую нагрузку на туроператоров.

Для продления срока освобождения туроператор должен будет за месяц до его истечения (до 1 марта) представить в Ростуризм сведения, подтверждающие, что размер фонда персональной ответственности соответствует его обязательствам по договорам о реализации туристского продукта (сведения о размере фонда и об общей цене туристского продукта за предыдущий год). В таком случае срок освобождения продлевается еще на один год.

В Закон включены инициированные Палатой поправки, уточняющие, что фонд персональной ответственности туроператора формируется на случай неисполнения туроператором обязательств по договорам о реализации туристского продукта в связи с прекращением деятельности туроператора, а не любого неисполнения туроператором своих обязательств. Это позволит исключить попытки нецелевого использования средств фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Наряду с этим Закон дополнен предложенной ТПП РФ нормой о предоставлении туроператорами в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведений об общей цене туристского продукта по окончании каждого календарного квартала, что необходимо для объективной оценки объема фонда персональной ответственности.

В Законе также конкретизированы основания для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, исключены положения о множественности договоров банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (как вида обеспечения финансовой ответственности туроператора).

Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Верховный Суд РФ разъяснил отдельные вопросы сферы государственных закупок

16 мая Президиумом Верховного Суда РФ утвержден «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В Обзоре разъясняется, что при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, судами должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм непосредственно нормами ГК РФ.

В рамках применения указанных норм судам также необходимо учитывать содержащиеся в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.

Верховным Судом РФ, в частности, включены в Обзор следующие правовые позиции:

для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение;

при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке;

установление требований о выполнении контракта лично без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;

изменение договора, заключенного по правилам Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, цены договора, не допускается;

несоразмерность мер, установленных для заказчика в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным;

в случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке применению подлежит положение о закупке.

Депутаты предлагают установить уголовную ответственность за содействие в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, посредством отказа от совершения обычных хозяйственных сделок

23 мая Президент ТПП РФ Катырин С.Н. принял участие в обсуждении законопроекта № 464757-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в целях обеспечения реализации Федерального закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иностранных государств).

Законопроектом УК РФ дополняется статьей 284.2 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией».

Уголовная ответственность предусматривается как за совершение действий (бездействия) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, повлекших ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок, так и за совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению таких ограничительных мер.

За совершение названных деяний предлагается установить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех и трех лет соответственно.

ТПП РФ полагает, что принятие проекта в предлагаемой редакции повысит риски для иностранных компаний. Проект затронет российские компании, которые закупают и устанавливают импортное оборудование, запчасти к нему, составные части выпускаемой продукции и пр.

По мнению ТПП, криминализируемые действия целесообразно отнести к категории преступлений небольшой тяжести либо к административным правонарушениям.

МВД России предлагает установить ответственность за работу иностранных граждан без трудового или гражданско-правового договора

В МВД России направлено заключение ТПП РФ на проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5.27, 18.10, 18.15, 23.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект), который предлагает установить административную ответственность работодателей, заказчиков работ (услуг) и самих иностранных граждан за осуществление ими трудовой деятельности без заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В соответствии с законопроектом за отсутствие такого договора с иностранным гражданином предлагается предусмотреть штраф в размере от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. При этом размер административного штрафа будет умножаться на число работников, в отношении которых работодателем допущено нарушение (например: 800 тыс. рублей х 50 работников = 40 млн. рублей). Такой размер штрафных санкций, по мнению ТПП РФ, может повлечь закрытие предприятия, на котором имело место данное нарушение.

Аналогичная административная ответственность предусмотрена законопроектом за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, не заявившего работу как цель визита в Россию в миграционной карте.

При доработке законопроекта предложено:

- устранить противоречия с трудовым законодательством в части понятийного аппарата, особенностей заключения трудового договора с иностранными гражданами, дублирования полномочий со стороны МВД России и Роструда при осуществлении надзора за соблюдением требований при заключении трудового договора с иностранными гражданами;

- исключить нормы об ответственности работника за отсутствие трудового договора. Законодательство Российской Федерации возлагает ответственность по надлежащему оформлению (заключению) трудового договора на работодателя, а не на работника, поскольку в трудовых отношениях работник и работодатель не являются равноправными сторонами;

- предусмотреть административную ответственность работодателя за нарушение обязательных требований при заключении трудового договора с иностранным гражданином в статье 5.27 КоАП РФ как за нарушение трудового законодательства, а не законодательства о правовом положении иностранных граждан.

При рассмотрении законопроекта на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений решено провести дальнейшие консультации по доработке проекта с Минтрудом России, объединениями работодателей и профсоюзов.

Коротко:

10 апреля Правительством в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 437961-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается отменить установленное ограничение в 49% по участию иностранных юридических лиц в уставном капитале российских хозяйственных обществ для целей их отнесения к субъектам МСП. В то же время законопроектом устанавливается, что иностранные юридические лица – участники российского хозяйственного общества – субъекта МСП должны сами соответствовать критериям отнесения к субъектам МСП ( среднесписочная численность работников – не более 250 человек и доход не более 2 млрд. руб.), а также не быть учрежденными в офшорных зонах.

16 апреля группой депутатов в Государственную Думу внесен законопроект № 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предлагаемые законопроектом поправки были сформированы экспертными рабочими группами при Комитете Госдумы по бюджету и налогам, участие в которых принимали представители ТПП России, налогового Совета Палаты и других объединений предпринимателей. Законопроект направлен на внесение точечных изменений в НК РФ. В частности, уточняется порядок налогообложения операций, связанных с выходом компаний из дочерних обществ и их ликвидацией, упрощаются отдельные правила налогообложения контролируемых иностранных компаний в части применения концепции фактического права на доход (когда лицо получающее доход не является посредником или агентом, а фактическим бенефициаром). На законопроект подготовлено заключение Палаты к первому чтению.

23 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о предупреждении банкротства страховых организаций.

В соответствии с Законом в целях предотвращения угрозы стабильности финансового (страхового) рынка и наступления негативных социально-экономических последствий Банком России будет проводиться санация страховых организаций. Механизм предупреждения банкротства страховых организаций с участием Банка России устанавливается по аналогии с действующим механизмом санации банков.

23 апреля Президентом РФ В.В. Путиным подписан Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 200.4 и 200.5. Статьей 200.4 установлена ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 введена ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.

23 апреля Президентом РФ подписан Федеральный закон № 114-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым скорректированы составы преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ. Данным Федеральным законом внесены изменения в статьи 216 и 217 Уголовного кодекса РФ.

В частности, в наименовании и абзаце 1 части 1 статьи 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» исключено слово «горных».

Статья 217 УК РФ теперь называется «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», а ее часть 1 распространяется на лиц, допустивших указанное нарушение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба.

Кроме того, утратившей силу признается статья 269 УК РФ «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов». Одновременно внесены изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся статьи 269 УК РФ, а именно: в часть 1 статьи 31 УПК РФ, регламентирующую подсудность уголовных дел, а также в подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ, регламентирующую подследственность.

27 апреля в Комитет Государственной Думы по охране здоровья внесены инициированные Палатой поправки ко 2 чтению законопроекта № 374838-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения», которые предлагают:

установить обязанность подтверждения соответствия ввозимых в РФ лекарственных препаратов на уровне иностранного производителя лекарственных средств, аналогично отечественным лекарственным средствам;

исключить схему контроля трех серий (партий) лекарственных препаратов, впервые поступающих в гражданский оборот на территории России, только в федеральных лабораториях Минздрава России и Росздравнадзора;

сохранить действующую практику получения разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата и расширить количество лабораторий для проведения их экспертизы.

28 апреля Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 455221-7 «О таможенном регулировании». Законопроект разработан в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который является приложением к Договору о ТК ЕАЭС. Целью законопроекта является закрепление особенностей таможенного регулирования в РФ в соответствии с положениями права ЕАЭС.

В состав рабочей группы по подготовке к рассмотрению законопроекта «О таможенном регулировании» при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам включены представители Палаты и Совета ТПП РФ по таможенной политике. Первое чтение проекта закона планируется на 19 июня т.г.

22 мая принят в первом чтении внесенный в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Проект создает условия для исполнения сделок в цифровой среде и обеспечивает защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам. Документом предлагается ввести понятие «цифровое право», под которым предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), удостоверяющих права объекты гражданских прав: вещи, имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права.

Введено понятие «цифровые деньги» («криптовалюта») и закреплено правило о том, что законным средством платежа они не являются. В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платёжного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве.

Также 22 мая приняты в первом чтении депутатские законопроекты № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» и № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». ТПП РФ по пакету «цифровых» законопроектов направила в Госдуму заключения с поддержкой их концепций и предложениями по доработке.

Департамент законотворческой деятельности ТПП России

(тел. 8 495 620-03-92; proekt@tpprf.ru)



25.06.2018
3697






Новости членов палаты