The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества (октябрь 2018 г.)

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

 

№ 154                                                                                          октябрь 2018 года

 

 

XX лет Налоговому кодексу РФ: бизнес и власть обсудили в ТПП РФ дальнейшие пути развития налоговой системы

 

В ТПП России 30, 31 октября текущего года состоялся XIV Всероссийский налоговый форум «Кодификация налогового законодательства России: XX лет».

В рамках Форума было проведено 8 тематических секций и пленарное заседание, в которых приняло участие более 1400 человек.

На Форуме был представлен ежегодный налоговый доклад, в который вошли актуальные предложения бизнеса по совершенствованию налогового законодательства, а также итоги анкетирования бизнеса по вопросу уровня налоговой нагрузки и качеству налогового администрирования.

На пленарном заседании выступили Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, заместители Руководителя ФНС Д.В. Егоров и Д.С. Сатин, Председатель Экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам М.Ю. Орлов, директор Департамента доходов Минфина России Е.В. Лебединская, аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин и др.

В своем видеообращении к участникам Форума Руководитель ФНС России М.В. Мишустин отметил, что количество проверок в текущем году сократилось почти на 30%, подчеркнув, что среди субъектов малого бизнеса проверяется всего один налогоплательщик из 4000. Глава налоговой службы особо поблагодарил Торгово-промышленную палату РФ за содействие в рамках второго этапа реформы контрольно-кассовой техники.

Президент Палаты С.Н. Катырин подчеркнул в своем выступлении, что налоговое законодательство сегодня является самым подвижным, ежегодно принимается порядка 30 законов о поправках в Налоговый кодекс РФ. Многие правила налогового учета сегодня содержатся не в НК РФ, а в инструкциях и письмах Минфина и ФНС России. Поэтому в период до 2025 года целесообразно, по его мнению, сосредоточиться на разработке новой редакции Налогового кодекса РФ.

С.Н. Катырин особенно выделил необходимость в кратчайшие сроки завершить работу по реформированию системы неналоговых платежей. В этой связи Президент ТПП РФ предложил ускорить согласование закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в ближайшее время внести его в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

В законе должны закрепляться основные правила установления и изменения неналоговых платежей: все платежи должны быть включены в перечень, платежи могут устанавливаться только на основании федерального закона, в котором должны быть определены верхние границы платежа и пр.

Президент ТПП РФ также выделил ряд предложений в части налогового администрирования. В частности, предложено упростить порядок подтверждения нулевой ставки экспортного НДС при отправлении товаров через экспресс перевозчиков. Сегодня товары низкой стоимости (до 1000 евро) оформляются такими перевозчиками в виде реестра, который содержит информацию о многих сотнях товаров многих сотен отправителей, поэтому весь реестр отдельным отправителям передать невозможно из-за ограничений по линии коммерческой тайны и защиты персональных данных.

На практике некоторые таможни заверяют выписки из реестров, а налоговые органы их принимают, но так происходит не всегда. Поэтому Палата предлагает узаконить возможность предоставления заверенной выписки. Соответствующий законопроект готовится к внесению в Государственную Думу.

Президент Палаты акцентировал свое внимание на налогообложении малого бизнеса. Он подчеркнул, что критерии, установленные в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не соотносятся с налоговыми режимами, предусмотренными НК РФ. В этой части предложено установить дифференцированные ставки по специальным налоговым режимам для субъектов МСП в зависимости от выручки, а также предоставить возможность таким предпринимателям становиться плательщиками НДС в добровольном порядке.

Заместитель Руководителя ФНС России Д.Н. Егоров проинформировал участников Форума о достижениях Службы в формировании здоровой бизнес среды. Он также отметил, что благодаря современным электронным сервисам постепенно становятся прозрачными отдельные сферы экономики: сельское хозяйство, добыча рыбы и другие.

Директор Департамента доходов Минфина России Е.В. Лебединская выступила с обзором текущей ситуации с неналоговыми платежами. Она отметила, что сегодня Минфином России ведется работа по двум направлениям: по внесению части неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ и по регулированию других неналоговых платежей, которые регулятор разделил на 6 групп. Вместе с тем, как подчеркнула Е.В. Лебединская, данная работа пока еще продолжается и окончательных решений по конкретным платежам не принято.

По итогам Форума его резолюция была направлена в органы законодательной и исполнительной власти.

 

Палата продолжает активно участвовать в декриминализации уголовного законодательства

 

29 октября 2018 г. в Кремле Президент ТПП РФ Катырин С.Н. принял участие в очередном заседании Рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, созданной распоряжением Президента РФ от 16 февраля 2016 года № 27-рп.

На заседании обсуждался разработанный при участии ТПП РФ и других бизнес-объединений проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым предлагается:

- распространить положения статьи 76.1 УК РФ, позволяющие прекращать уголовные дела при возмещении ущерба, на более широкий перечень преступлений, дополнив его частями 5-7 статьи 159 – мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности; частью 1 статьи 146 – присвоение авторства или плагиат; частью 1 статьи 147 – нарушение изобретательских и патентных прав; статьей 160 – присвоение или растрата; частью 1 статьи 165 – причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием;

- предоставить в соответствии с новым примечанием к статье 145.1 УК РФ (Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат) возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего данное преступление и в полном объеме погасившего задолженность;

- отнести к уголовным делам, которые возбуждаются только по заявлению потерпевшего, уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным получением кредита (часть 1 статьи 176), злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности (статья 177), незаконным использованием средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (статья 180), злостным уклонением от раскрытия информации, определенной законодательством о ценных бумагах (статья 185.1), злоупотреблением полномочиями (статья 201) Уголовного кодекса РФ;

- установить запрет правоохранительным органам необоснованно применять меры, приводящие к приостановлению законной деятельности юридических лиц и предпринимателей, изымать оригиналы электронных носителей информации при производстве следственных действий по делам в предпринимательской сфере.

Участниками заседания поддержаны и учтены в законопроекте предложения Палаты по распространению установленных в статье 76.1 УК РФ условий освобождения от уголовной ответственности на преступления, связанные с присвоением или растратой (статья 160 УК РФ) и причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (часть первая статьи 165 УК РФ).

Кроме того, Палата в рамках Группы предложила дополнительно рассмотреть инициативу о декриминализации деяний, связанных с производством, приобретением и (или) сбытом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 УК РФ).

По мнению Палаты, ограничение оборота специальных технических средств на территории Российской Федерации, которое осуществляется путем лицензирования действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по производству, приобретению и (или) сбыту специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, является методом регулирования  предпринимательской деятельности.

В этой связи статьей 138.1 УК РФ фактически установлена ответственность за формальное нарушение лицензионных требований к производству, приобретению и (или) сбыту специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Палата считает, что предусмотренная УК РФ ответственность за действия, не представляющие повышенной общественной опасности и напрямую не затрагивающие конституционные права граждан, предусматривающая наказание до четырех лет лишения свободы и влекущая последствия для предпринимателя в виде судимости и риск прекращения бизнеса, является избыточной.

 

Палата предлагает закрепить право перевозчиков и экспедиторов страховать гражданско-правовую ответственность

 

Палатой разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Законопроект направлен на предоставление права перевозчикам и экспедиторам страховать гражданско-правовую ответственность, предусмотренную соответствующими договорами.

Мотивом разработки данного законопроекта явились имеющие место случаи признания в судебном порядке договоров страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными, а также положение гражданского законодательства Российской Федерации, согласно которого страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом.

Согласно содержащимся в гражданском законодательстве положениям о перевозке, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, в данном случае Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который не содержит положений о страховании ответственности.

Аналогичная ситуация складывается и с договором транспортной экспедиции, условия выполнения которого определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности в действующей редакции не содержит положений о страховании ответственности.

Законопроект направлен ТПП РФ в Министерство транспорта Российской Федерации для подготовки отзыва.

 

Прохождение добровольной сертификации субъектами малого и среднего предпринимательства будет упрощено

 

В Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству направлено заключение ТПП РФ по правительственному проекту федерального закона № 517657-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации».

Палатой отмечено, в частности, что предлагаемая проектом редакция изменений Закона «О техническом регулировании» может создать в системе добровольной сертификации условия для установления ограничений деятельности организаций по подтверждению соответствия международным и региональным стандартам.

Это, в свою очередь, не позволит в полной мере проводить работы по добровольному подтверждению соответствия аккредитованными органами по сертификации вне систем добровольной сертификации.

Осуществление мониторинга за деятельностью систем добровольной сертификации в сочетании с применяемыми мерами по приостановлению регистрации и исключению систем добровольной сертификации из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, по мнению ТПП РФ, может рассматриваться как форма государственного контроля (надзора).

Кроме того, ТПП РФ предложила дополнить Закон «О стандартизации в Российской Федерации» новыми нормами, определяющими правовой статус технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации.

Законопроект 7 ноября принят в первом чтении, в настоящее время Палата формирует предложения по поправкам ко второму чтению.

 

Предприятия смогут выбрать удобный вариант авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду

 

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 568200-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – законопроект). Законопроект подготовлен по результатам правоприменительной практики  и предоставляет плательщикам (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства)  возможность выбрать один из трех способов расчета поквартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целях минимизации случаев их переплаты.

В настоящее время природопользователи - промышленные предприятия вносят платежи раз в квартал одним способом - в размере 1/4 части суммы платы за предыдущий год с возможностью корректировки размера платы с учетом расходов на выполнение природоохранных мероприятий (далее – квартальная корректировка платы).

Законопроект предлагает еще два варианта авансовых платежей:

- в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой на основании установленных нормативов воздействия на окружающую среду или временно разрешенных воздействий;

- в размере платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой на основании данных производственного экологического контроля.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается плательщиками в декларации о плате.

В соответствии с законопроектом только один из трех способов авансовых платежей, действующий в настоящее время, предусматривает возможность квартальной корректировки платы.

Палатой подготовлено заключение в ответственный комитет Государственной Думы в котором указано, что осуществление корректировки платы при исчислении авансовых платежей должно распространяться на все три устанавливаемых варианта исчисления авансовых платежей. Законопроект в целом поддерживается ТПП РФ.

 

Сведения об административных расследованиях

будут отражаться в Едином реестре проверок

 

Минэкономразвития России запущен процесс согласования проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект направлен на повышение эффективности защиты прав и законных интересов предпринимателей и поддерживается Палатой.

В частности, после принятия данного закона дело об административном правонарушении в отношении хозяйствующего субъекта и (или) его должностного лица может быть возбуждено только после завершения проверки, контрольной закупки или мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, законопроектом статья 28.7 КоАП РФ дополняется новой частью, согласно которой информация об административном расследовании, его результатах подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, сведения об административных расследованиях в отношении проверяемых лиц будут отражаться в Едином реестре проверок.

 

Палата предложила унифицировать налогообложение трансграничного перемещения порожних вагонов в рамках ЕАЭС

 

ТПП России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается распространить действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств – членов Евразийского экономического союза.

Международные транзитные перевозки включают в себя не только перевозки товаров, но и транзитные перевозки порожних контейнеров и грузовых вагонов. При этом действующие нормы НК РФ устанавливают ставку НДС 0 процентов только в отношении международных транзитных перевозок товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при осуществлении таких перевозок. В свою очередь, транзитные перевозки порожних контейнеров и грузовых вагонов, несмотря на трансграничный характер таких операций, подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.

При этом конечный потребитель этих услуг находится за пределами территории Российской Федерации и не может претендовать на вычет предъявленных ему сумм российского НДС.

Таким образом, налогообложение транзитных перевозок порожних контейнеров и грузовых вагонов существенно снижает конкурентные преимущества российских железных дорог и привлекательность российских транспортных коридоров для иностранных грузоотправителей.

Необходимо отметить, что в Белоруссии и Казахстане, которые являются членами ЕАЭС, ставка НДС 0 процентов применяется при любых транзитных перевозках вне зависимости от того груженый или порожний контейнер перевозится.

Установление ставки НДС 0 процентов в отношении международных транзитных перевозок порожних контейнеров и вагонов соответствует экономическому смыслу данных операций и будет способствовать увеличению объемов перевозок, повышению транзитного потенциала Российской Федерации.

Законопроект направлен в Правительство РФ на заключение.

 

Верховный Суд РФ разъяснил, как защищать права потребителей

 

17 октября 2018 года Президиумом Верховного Суда РФ утвержден "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг".

В обзоре отмечается, что субъектами разрешаемых судами споров являются граждане, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и хозяйствующие субъекты (организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели), выступающие в качестве продавцов, изготовителей, исполнителей или импортеров на потребительском рынке.

В целях формирования единой практики применения законодательства в сфере защиты прав потребителей Верховным Судом РФ выработаны, в частности, следующие правовые позиции:

- в пределах гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, на которых лежит обязанность разъяснить потребителю порядок возврата и приемки такого товара у потребителя;

- к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению судом в целях разрешения вопроса об ответственности импортера за нарушение прав потребителя, является установление того, предпринимались ли потребителем действия по возврату товара ненадлежащего качества импортеру для выполнения последним обязанности по проведению экспертизы товара и добровольному удовлетворению требований потребителя. Ответственность импортера в виде уплаты штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей наступает в случае уклонения от добровольного исполнения требований потребителя;

- если существенный недостаток товара выявлен по истечении двух лет со дня его передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, требование о расторжении договора купли-продажи может быть заявлено потребителем только к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом потребитель обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным и что он возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;

- в случае обнаружения в течение гарантийного срока недостатков проданного потребителю товара доказать наличие оснований для освобождения от ответственности обязан продавец (изготовитель, импортер и т.д.) данного товара;

- в случае непредоставления потребителю необходимой информации по оформлению документов по договору о реализации туристского продукта, повлекшего отказ в выдаче туристической визы, туроператор несет ответственность за оказание услуги ненадлежащего качества;

- в случае досрочного погашения задолженности по кредитному договору потребитель вправе отказаться от предварительно оплаченных, но фактически не оказанных дополнительных банковских услуг.

 

ФАС России обобщена практика применения антимонопольного законодательства

 

03 октября Президиум ФАС России утвердил "Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 года по 1 июля 2018 года)".

С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так называемый "Четвертый антимонопольный пакет".

В Обзоре отмечается, что наряду с прочими существенными изменениями антимонопольного законодательства одним из важнейших изменений является введение в действие процедуры внутриведомственной апелляции.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), введена процедура обжалования решений и/или предписаний территориальных антимонопольных органов в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа (центральный аппарат ФАС России).

В федеральном антимонопольном органе созданы коллегиальные органы, за которыми закрепляются полномочия по обобщению практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и пересмотру решений территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

В настоящее время полномочия внутриведомственной апелляции возложены на Президиум ФАС России, а также на Апелляционные коллегии.

В Обзоре содержатся выводы о том, что:

- действия хозяйствующего субъекта по нарушению порядка расчета платы за горячее водоснабжение в отсутствие заключенного договора на отпуск холодной воды для нужд горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у управляющей компании, квалифицируются по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не относятся к гражданско-правовым спорам, которые могут быть разрешены исключительно в судебном порядке;

- действия хозяйствующего субъекта по необоснованному начислению и взиманию платы с контрагента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, квалифицируются по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

- действия заказчика по объединению в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга, в разное время года, по включению в состав одного лота лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности, а также работ на разных товарных рынках, технологически и функционально не связанных между собой, не соответствуют части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 

Коротко:

15 октября в Государственную Думу группой депутатов (Т.О. Алексеева, В.С. Скруг, А.Г. Кобилев, А.Н. Козловский) внесен проект федерального закона               № 565354-7 «О внесении изменения в статью 238-1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Статья 238-1 УК РФ  дополняется ответственностью за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети "Интернет".

16 октября Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 566321-7 «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции"», которым предлагается внести изменения в положения части 9 статьи 17-1 Закона о защите конкуренции, предусматривающие единый порядок перезаключения договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок, вне зависимости от того, каким образом были заключены такие договоры аренды: по итогам проведения торгов или без их проведения.

25 октября группой депутатов ГД (С.А. Жигарев, А.В. Балыбердин, А.А. Гетта) внесен проект федерального закона № 573466-7 «О внесении изменения в статью 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроект направлен на упорядочение распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации между более чем двумя правообладателями. Законопроектом предлагается в случае, если исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит более чем двум правообладателям и согласие по распоряжению таким правом между ними не достигнуто, распоряжение результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации осуществлять большинством правообладателей.

30 октября группой депутатов ГД (Т.О. Алексеева, А.А. Гетта) внесен проект федерального закона № 575535-7 «О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций альтернативный вид административного наказания в виде предупреждения. Принятие поправок позволит правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организаций, совершивших впервые административное правонарушение.

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП России


 (тел. 8 495 620-03-92; proekt@tpprf.ru)



07.12.2018
2575






Новости членов палаты