The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Отчет об участии ТПП России в законотворческом процессе в период работы осенней сессии Государственной Думы 2023 года

В период осенней сессии 2023 года Государственной Думой было принято 194 федеральных закона. ТПП России сопровождала более 75 законопроектов, инициировала внесение 29 пакетов поправок, разработала 4 собственных законопроекта.

Представители Палаты активно участвовали в работе экспертных советов, профильных комитетов Государственной Думы.

 I. Принятые Государственной Думой Федеральные законы

 1. 24 июля принят Федеральный закон от 24.07.2023 г. № 372-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон направлен на защиту интересов лиц, которые утрачивают жилое помещение из-за признания сделки по его приобретению недействительной в соответствии с п. 1 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и применения последствий ее недействительности.

В Законе учтен ряд замечаний ТПП РФ:

предусмотрены детальные правила приобретения и определения стоимости жилого помещения гражданином, который ранее приобрел у должника жилое помещение по сделке, признанной недействительной;

исключена возможность индексации денежных сумм, подлежащих возврату гражданину, приобретшему у должника жилое помещение по сделке, признанной недействительной и др.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.


2. 19 октября принят Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 524-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законом статья 5 УПК РФ дополнена положениями, согласно которым к числу преступлений в сфере экономической деятельности относятся также преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем, членом органов управления коммерческих организаций в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Предложения о таком подходе к квалификации уголовно-наказуемых деяний субъектов предпринимательской деятельности ранее неоднократно высказывались ТПП РФ.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.

 

3. 2 ноября принят Федеральный закон от 02.11.2023 г. № 523-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом предусмотрено освобождение физических лиц от НДФЛ и юридических лиц от налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или безвозмездном предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности.

Закон разработан при участии ТПП РФ в рамках Дорожной карты «Интеллектуальная собственность».

4. 14 ноября принят Федеральный закон от 27.11.2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Палатой в заключении к первому чтению законопроекта были высказаны замечания и предложения по его доработке в части поддержки малого и среднего предпринимательства, специализированного машиностроения, а также по таким разделам бюджета, как: социальная политика, развитие транспортной системы и перевозок, международная кооперация и экспорт, развитие легкой и текстильной промышленности.

Кроме того, Палатой были направлены предложения по поправкам ко второму чтению, которыми, в частности, предлагалось увеличить в 2024-2026 годах субсидии организациям специализированного машиностроения, производителям сельскохозяйственной техники, компаниям, эксплуатирующим гражданские суда водного транспорта, и организациям других отраслей экономики.

Учтены предложения Палаты в части увеличения субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и или оборудования (с 2,3 млрд. до 3,3 млрд. рублей).

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.

5. 30 ноября принят Федеральный закон от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (новая редакция).

ТПП РФ были направлены предложения по законопроекту в Минтруд России, Государственную Думу, инициировано внесение ряда поправок, которые были учтены.

В частности:

- принято решение перенести в отдельные федеральные законы понятия «самозанятых» и «платформенных занятых»;

- исключить избыточные меры, дублирующие обязанность работодателя по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой;

- предусмотреть возможность установления субъектами РФ квоты для трудоустройства инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников

- исключить отпуска без сохранения заработной платы, являющегося обычной практикой в трудовых отношениях, из перечня рисков увольнения граждан и др.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.


6. 30 ноября принят Федеральный закон от 12.12.2023 г. № 585-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».

ТПП РФ сопровождала подготовку Закона на стадии «нулевого чтения» и после внесения в Государственную Думу.

В принятом Законе основные инициированные Палатой поправки учтены. В частности:

сохранено права регионов оказывать поддержку наиболее значимым организациям народных художественных промыслов (НХП), для которых меры поддержки предусмотрены на федеральном уровне; возможность осуществления деятельности самозанятыми – мастерами НХП, если изготавливаемые ими изделия отнесены к изделиям НХП;

уточнен порядок установления мест традиционного бытования НХП;

предусмотрена государственная поддержка тематических программ просвещения детей и молодежи и др.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.

 

7. 12 декабря принят Федеральный закон от 12.12.2023 г. № 586-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Палата сопровождала подготовку Закона на стадии «нулевого» чтения и в Государственной Думе.

Закон наделяет ТПП РФ полномочием по согласованию с Минэкономразвития России устанавливать порядок выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров, а также порядок и сроки удостоверения торгово-промышленными палатами документов, связанных с осуществлением ВЭД (принятия решений об отказе в удостоверении указанных документов).

Стоимость выдачи торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров и удостоверения документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, может быть изменена не чаще одного раза в год в пределах увеличения индекса потребительских цен.

Закон принят с учетом предложений ТПП РФ и вступил в силу 28 декабря 2023 года.


8. 15 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Законом до конца 2024 года продлено действие мер, направленных на снижение негативных последствий для российской экономики от недружественных действий других стран и международных организаций. Так, продлены на период 2024 года полномочия Правительства РФ о принятии решений, устанавливающих особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.


9. 15 декабря принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

Законом закреплены меры стимулирования приобретения российской промышленной продукции при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой и ее преимущество перед иностранной промышленной продукцией. Определены понятия «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции», «цифровой паспорт промышленной продукции».

Кроме того, Законом предусматривается создание системы цифровых паспортов промышленной продукции, целью которой является установление единого динамического инструмента идентификации однотипных товаров, работ и услуг.

Закон на стадии законопроекта поддерживался ТПП РФ.

II. Законопроекты, которые не были окончательно приняты Государственной Думой

(рассмотрение перенесено на весеннюю сессию 2024 года)

1. Проект федерального закона № 463008-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым вводится дополнительная административная ответственность должностных лиц, ИП и юридических лиц за несоблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности.

К первому чтению проекта ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству заключение, предложив в целях дополнительного обоснования введения проектируемой административной ответственности проанализировать статистические сведения и практику правоприменения должностными лицами, ИП и юридическими лицами законодательства в сфере пожарной безопасности.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Проект не поддерживается ТПП РФ в текущей редакции.

 

2. Проект федерального закона № 412557-8 «О внесении изменения в статью 36.3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Поддержав концепцию законопроекта, ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству заключение. В нем Палата отметила, что законопроектом не предусматривается право получать персональные данные собственников жилых помещений организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Застройщики-победители аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории в отношении помещений в зданиях, расположенных на земельных участках, предоставленных для целей комплексного развития территории, также лишены такой возможности.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Проект в представленной редакции ТПП РФ не поддерживается.

 

3. Проект федерального закона № 501141-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается внесение в действующее законодательство единых определений понятий «инжиниринговые услуги (инжиниринговая деятельность)», «услуги и (или) работы в области промышленного дизайна (деятельность в области промышленного дизайна)», «инжиниринговая организация (инжиниринговый центр)» и «организация сектора промышленного дизайна». Также предусмотрено расширение полномочий Правительства Российской Федерации в части установления требований к инжиниринговым организациям и организациям сектора промышленного дизайна и утверждения порядка ведения реестра таких организаций.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

4. Проекты федеральных законов № 489386-8 «О внесении изменений в статью 250 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 489384-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроекты разработаны во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2023 г. № 23-П «По делу о проверке конституционного пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Шеставина».

Проекты устанавливают особенности осуществления преимущественного права покупки доли в общей собственности должника при ее продаже на публичных торгах в рамках дела о банкротстве.

ТПП РФ предложила дополнительно предусмотреть в проекте обязанность организатора торгов в рамках процедуры банкротства уведомлять всех собственников жилого помещения о намерении продать долю такого помещения должника, а также об их праве на преимущественную покупку доли.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроекты в целом поддерживаются ТПП РФ.

5. Проект федерального закона № 237186-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторов связи в многоквартирном доме без необходимости принятия решения общим собранием собственников.

В профильный комитет Государственной Думы ТПП РФ направлено заключение Палаты. Кроме того, инициированы предложения по поправкам ко второму чтению законопроекта, которыми предложено вместо предлагаемого проектом отказа от принятия общим собранием решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами смягчить требование к количеству голосов для принятия такого решения. Также предложено исключить из законопроекта положение о безвозмездном доступе операторов связи к общему имуществу в МКД и ряд других дополнений.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект в представленном виде ТПП РФ не поддерживается.

 

6. Проект федерального закона № 481602-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за несоблюдение обязательных требований в сфере оборота древесины).

Направлено заключение ТПП РФ в Государственную Думу, в котором предложено привести законопроект в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, требования которого вступают в силу позже, чем административная ответственность за их неисполнение, и предусмотреть вступление в силу основной части законопроекта с 1 января 2025 года.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

7. Проект федерального закона № 492926-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части развития инфраструктуры реализации фермерской продукции).

Законопроектом в целях повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования (физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов) предлагается признать указанных лиц производителями фермерской продукции. Субъекты Российской Федерации получают право оказывать поддержку производителям фермерской продукции и принимать программы по созданию, развитию и поддержке инфраструктуры ее реализации.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

8. Проект федерального закона № 501146-8 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Законопроектом предусматривается возможность осуществления фермерским хозяйством деятельности в сфере сельского туризма и временном размещении туристов в помещениях жилого дома.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

 

 

 

9. Проект федерального закона № 494191-8 «О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации».

Законопроект подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 г. № 32-П и предусматривает, что работодатель не вправе устанавливать правила оплаты труда, допускающие произвольное снижение заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, в связи с совершением работником дисциплинарного проступка.

При подготовке законопроекта на стадии «нулевого чтения» учтены предложения ТПП РФ об исключении нормы, ограничивающей фиксированным размером снижение стимулирующих выплат, терминология проекта закона приведена в соответствие с трудовым законодательством.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

10. Проект федерального закона № 513228-8 «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части оплаты сверхурочной работы).

Законопроект подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 35-П и предусматривает, что оплата сверхурочной работы производится в повышенном размере, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за первые 2 часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры повышенной оплаты могут определяться коллективным договором, соглашением, трудовым договором. При подготовке законопроекта на стадии «нулевого чтения» учтены предложения ТПП РФ.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

11. «Антикартельный пакет» по инициативам ФАС России в двух проектах федеральных законов:

- № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ», которым предлагается установить повышенную ответственность за заключение картеля и участие в нем без учета наступления каких-либо вредных последствий, ввести ответственность за картельный сговор на торгах, усилить наказание за совершение таких действий вплоть до 4 лет лишения свободы, вследствие чего преступление относилось бы к категории средней тяжести;

- № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», которым предлагается установить «оборотный штраф» за воспрепятствование проведению проверок должностных лиц федерального антимонопольного органа для юридических лиц в размере, зависящем от суммы выручки, - от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров.

Палата с 2018 года выступает против предлагаемых Федеральной антимонопольной службой изменений в законодательство, необоснованно ужесточающих уголовную и административную ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. В январе 2023 года ТПП России совместно с РСПП, Деловой Россией и Опорой России обратилась к Председателю Государственной Думы В.В. Володину с просьбой не принимать указанные законы и учесть позицию предпринимательского сообщества о крайне негативных последствиях принятия законопроектов.

Ответственным Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству законопроекты № 848246-7 и № 848369-7 предложено отклонить.

Правительством РФ подготовлены поправки к законопроектам, которые ТПП РФ не поддержаны.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроекты не поддерживаются ТПП РФ.

 

12. Проект федерального закона № 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой статьей 173.3, устанавливающей ответственность за сбыт или представление в налоговые органы заведомо подложных счетов фактур и налоговых деклараций. Одновременно предлагается внести изменения в УПК РФ, предусматривающие прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью первой проектируемой статьи 173.3 УК РФ.

В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству ТПП РФ направлено заключение, в котором отмечено, что редакция проектируемой статьи 173.3 УК РФ фактически дублирует положения статей 198 и 199 УК РФ, которыми уже предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, в том числе, путем включения в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений. В связи с этим проект допускает риск конкуренции указанных норм.

Кроме того, на проектируемую норму не распространяется предусмотренный   статьей 140 УПК РФ механизм возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, что влечет риск необоснованного уголовного преследования налогоплательщиков, не имевших умысла на совершение указанного преступления, а допустивших ошибки и неточности в документах, представленных в налоговые органы.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ.

 

13. Проект федерального закона № 1172932-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом в проектной части 2 статьи 192 УК РФ предлагается установить ответственность за действия по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством Российской Федерации или превышающих их (аффинаж), в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, если это деяние совершено в крупном размере.

В профильном комитете Государственной Думы инициированы поправки к законопроекту, которыми предложено изменить конструкцию проектной части 2 статьи 192 УК РФ, установив ответственность за «незаконный аффинаж», а также дополнить указанную статью примечанием, содержащим понятие «незаконный аффинаж».

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ в текущей редакции.

 

14. Проект федерального закона № 462657-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проектом предлагается обязать таможенный орган обеспечить проверяемому лицу (его представителю) возможность ознакомиться с материалами таможенной проверки не позднее 5-ти рабочих дней со дня подачи заявления. Также законопроектом устанавливается запрет на изготовление выписок и копирование (фотографирование) материалов при ознакомлении проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки, содержащими сведения, составляющими государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

ТПП РФ инициированы поправки, которыми предложено уточнить, что отнесение сведений к содержащим коммерческую или налоговую тайну должно осуществляться не таможенными органами, а в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Также предложено предоставить возможность заинтересованным лицам не только знакомится с материалами таможенной проверки, но и делать выписки из них, снимать копии.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ в текущей редакции.

 

15. Проект федерального закона № 444871-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений».

Законопроект предусматривает продление специального регулирования в сфере корпоративных правоотношений в целях содействия развитию российской экономики в условиях санкций. В частности, в 2024 году предлагается продлить действие норм, включающих: 1) возможность организовывать в форме заочного голосования общее собрание акционеров АО (участников ООО) по определенным вопросам; 2) специальные правила размещения российских облигаций для целей погашения соответствующих иностранных облигаций; 3) сохранение возможности не образовывать в хозяйственных обществах, в отношении которых введены санкции, совет директоров, даже если его образование предусмотрено законом или уставом общества и пр.

Проектом также предусматривается до 31 декабря 2025 года приостановление прав недружественных иностранных участников или акционеров.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

16. Проект федерального закона № 348960-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроект вводит общее правило о том, что нарушением исключительного права считается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом. Также предлагается закрепить право суда рассматривать множественность нарушений как одно нарушение для целей определения компенсации, конкретизировать определение судом размера компенсации, установить случаи, в которых допускается снижение размера компенсации ниже пределов, а также другие позитивные изменения в сфере защиты.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

17. Проект федерального закона № 445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Законопроект разработан в целях установления необходимого законодательного регулирования дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов).

Законопроектом:

вводится определение цифровых платформ (маркетплейсов) и участников отношений с ними - поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ);

устанавливаются особенности изменения и прекращения договора с учетом специфики электронной коммерции;

вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов;

устанавливается запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект не поддерживается ТПП РФ в текущей редакции.

18. Проект федерального закона № 455970-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроект разработан с целью определения порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронному адресу, сформированному в специальной информационной системе, и, как следствие, к определению юридического адреса организаций с помощью электронного адреса.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

19. Проект федерального закона № 479514-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о сообладании исключительным правом).

Законопроект направлен на решение вопросов о порядке выделения долей в исключительном праве и о распоряжении такими долями. Проектом закона предусмотрено, что доли в исключительном праве, принадлежащем совместно нескольким правообладателям, могут быть определены законом, соглашением правообладателей, а в случае спора – судом. По общему правилу, такие доли признаются равными. Законопроектом также предусматривается возможность совместного обладания исключительным правом на товарный знак и выделения долей в этом праве. В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству направлены предложения ТПП РФ ко второму чтению законопроекта.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

20. Проект федерального закона № 504954-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законопроект предусматривает возможность заказчика отказывать в заключении контракта с победителем в любой момент до заключения контракта, если обнаружится, что участник закупки указал в документах, прилагаемых к заявке на участие в закупке, недостоверную информацию по любому из критериев оценки его заявки. Также законопроектом предлагается установить возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком в случае выявления на стадии исполнения контракта факта предоставления недостоверных сведений в документах заявки.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

21. Проект федерального закона № 505365-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроектом предлагается привести положения о закупках, разработанные заказчиком, в соответствие с Законом № 223-ФЗ, предусматривающим сокращение до семи рабочих дней сроков оплаты поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным организациями с государственным участием.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

22. Проект федерального закона № 482655-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Законопроектом предлагается сократить минимальный обязательный срок нахождения недвижимого имущества в аренде с двух до одного года. При этом законопроект не затрагивает установленные действующей редакцией Закона № 159-ФЗ условия выкупа арендуемого имущества, включенного в Перечень, что в свою очередь позволит сохранить доходы соответствующих бюджетов от аренды такого имущества.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

23. Проект федерального закона № 369676-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Банка России полномочиями по ведению единого реестра участников финансового рынка, внедрением реестровой модели при лицензировании отдельных видов деятельности, совершенствованием допуска на финансовый рынок».

Законопроектом закрепляется функция Банка России по ведению единого реестра участников финансового рынка, содержащего информацию о лицах, имеющих право (лицензию) на осуществление деятельности (операций, услуг) на финансовом рынке, а также лицах, утративших указанное право (лицензию).

Рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект поддерживается ТПП РФ.

 

24. Проект федерального закона № 500600-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Законопроектом во избежание сбоев в производстве контрольно-кассовой техники в связи с возникновением вероятности включения отдельных изготовителей в «санкционные списки» предусматривается возможность оперативно внести соответствующие изменения в реестр контрольно-кассовой техники в случае принятия изготовителем модели (версии модели) контрольно-кассовой техники решения об изменении наименования и (или) организационно-правовой формы.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

25. Проект федерального закона № 522981-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Проект разработан в целях усовершенствования установления общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли в Российской Федерации, а также создания благоприятных условий для осуществления торговой деятельности в Российской Федерации с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект проходит экспертизу в профильных комитетах ТПП РФ.

 

26. Проект федерального закона № 523052-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается распространение действия торгового сбора на предпринимательскую деятельность, осуществляемую с использованием мобильных торговых объектов.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2024 года. Законопроект прорабатывается в профильных комитетах ТПП РФ.

III. Законопроекты, разработанные ТПП России

 

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Проект разработан на основании предложений членов Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности с учетом проблем правоприменения по делам о банкротстве.

Проект направлен на сокращение сроков реализации процедуры банкротства, снижение административных барьеров при осуществлении арбитражным управляющим профессиональной деятельности и предусматривает наделение арбитражного управляющего правом получать в деле о банкротстве копии документов, на основании которых производилось отчуждение (приобретение) имущества должника.

Законопроект направлен на отзыв в профильные органы исполнительной власти.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект устанавливает единые требования, предъявляемые к решению, выносимому контрольным (надзорным) органом по результатам рассмотрения возражения контролируемого лица на вынесенное предостережение, а также предусматривает возможность судебного обжалования решения, вынесенного контрольным (надзорным) органом.

Законопроект направлен на отзыв в профильные органы исполнительной власти.

 

 

3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

Законопроект предусматривает право физических лиц, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом                 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», получить членство в саморегулируемой организации и нести обязанности члена СРО в рамках Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Законопроект направлен на отзыв в профильные органы исполнительной власти.

4. Проект федерального закона № 418126-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предлагает установить, что социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) при участии в закупках отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями), осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ, имеют тот же набор прав и привилегий, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. Также законопроектом предусматривается, что оказание поддержки СОНКО осуществляется в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СОНКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят расширить спрос на товары, работы и услуги СОНКО, увеличить их объем, а также повысить их качество посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития данных субъектов.



Дата начала:  19.01.2024 09:12:00
Дата окончания:  09.02.2024 09:12:00
19.01.2024
548






Новости членов палаты